Компьютерная зависимость у подростковКомпьютерная зависимость у подростков

Компьютер стал неотъемлемой частью образования и досуга большинства детей, но иногда отношения с техникой становятся нездоровыми. Как определить границу, после которой увлечение играми и социальными сетями превращается у подростков в компьютерную зависимость, почему она возникает и что с этим делать.                                                                                  О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов. Тогда учителя и родители пугали игроманией и зависимостью от гаджетов тех детей, которые проводили за ними всего несколько часов каждый день. Однако в то время в медицине этот феномен не изучался. 

Современные дети буквально рождаются со смартфоном в руках и учатся пользоваться им едва ли не раньше, чем начинают ходить. Мир соцсетей и игр для них — это такая же обычная часть жизни, как клуб по интересам или парк развлечений. 

Из-за особенностей переходного возраста дети очень подвержены зависимостям. Подросткам свойственна большая эмоциональная лабильность, чем детям и взрослым: их ощущения быстро меняются, а настроение нестабильно. Рискуют приобрести зависимости подростки, у которых не сформированы здоровые способы само регуляции: те, кто не умеют переживать стресс, неудачи и конфликты.

Свою роль в развитии компьютерной зависимости играет «стайное чувство»: интерес к тому, что делают их сверстники, и желание заниматься вещами, которые кажутся крутыми их друзьям. Кроме того, у подростков, как правило, больше свободного времени, которое они проводят по своему усмотрению, и родители не всегда могут вовремя заметить тревожные симптомы.

Страдает ли человек компьютерной зависимостью, сможет сказать только врач-психиатр после наблюдения в течение нескольких месяцев. Но если вы беспокоитесь об отношениях своего ребёнка с гаджетами, важно трезво оценить ситуацию и вместе с ним ответить на ряд вопросов:

Насколько разнообразен досуг подростка? Интересует ли его что-то, кроме компьютерных игр? Есть ли у него проблемы с оценками? Если да, пытается ли подросток решить их?

Есть ли у вашего ребёнка друзья, или он одинок и испытывает трудности с общением? ‍

Ваш ребёнок умеет справляться с трудностями или склонен пасовать перед ними и отвлекаться на приятные занятия?
В бытовом (не медицинском) плане можно начинать беспокоиться, если ребёнок погружён в игры и соцсети до такой степени, что игнорирует проблемы в реальной жизни.

Причины возникновения компьютерной зависимости у подростков

Выделяют две тесно связанные друг с другом причины появления зависимости: сильное и постоянное внутреннее напряжение, и неумение справиться с ним здоровыми методами. Из-за этого человек сталкивается с тем, что не умеет получать удовольствие продуктивным путём, а положительные эмоции связаны только с предметом зависимости. Конец формы

Что делать, если у ребёнка зависимость Первым делом нужно выяснить, что именно побуждает вашего ребёнка проводить столько времени в соцсетях или играх: стремление спрятаться от реального мира, переживание одиночества, плохо развитые коммуникативные навыки, неумение или страх говорить о своих потребностях.

Одновременно с поиском причины важно заново выстроить режим дня и вместе наполнить его разнообразными и приятными активностями: это может быть футбол, теннис, танцы, кружок лепки, клуб «Что? Где? Когда?», театральная студия. Важно помнить, что борьба с любой зависимостью — постепенный процесс, для которого потребуется много времени. Он будет сопровождаться синдромом отмены и периодическими откатами назад.

Один из самых действенных способов — показать ребёнку на личном примере, что может быть интересного в реальном мире, и максимально избавиться от зависимых паттернов поведения. Для этого важно честно ответить на вопрос: «Умею ли я справляться с напряжением без помощи вредных привычек?», «Насколько интересна и разнообразна моя жизнь и как я могу её улучшить?» 

Профилактика зависимого поведения

Общение ребёнка с цифровыми устройствами до трёх лет должно быть минимальным. В этом возрасте он скорее приобретёт зависимость от движущихся картинок, чем извлечёт реальную пользу из интернет-контента. Важно помочь детям расставлять приоритеты, следить, чтобы в их жизни было достаточно живого общения и ярких эмоций от взаимодействия с реальным миром. 

Здоровые отношения с играми и интернетом — это наличие в жизни баланса и вариативности. Если вы замечаете, что ребёнок прячется в телефоне от каких-то проблем, важно выяснить, что именно у него произошло, и помочь ему справиться с этим. 

Учите ребёнка не избегать трудностей, а принимать вызовы и преодолевать их. Не забывайте хвалить его, когда он справляется с проблемой, особенно если вы видите, что ему это непросто далось. В конце концов, пристрастие к играм страшно не само по себе, а когда оно является симптомом психологических проблем. 

Из материала интернет сайта

Дата публикации: 05.11.2024