Влияние гаджетов на детей

Вопреки шквалу критики, направленному против гаджетов и призывов убрать детей от экранов планшетов, компьютеров и смартфонов, жизнь без цифровых технологий сейчас невозможна. Поэтому вопрос – как влияют гаджеты на детей остается одним из самых актуальных и часто набираемых в поисковиках.

Важно! Речь идет не о полном исключении гаджетов из жизни ребенка, а о разумных ограничениях. Тогда экран не будет притягивать ребенка больше, чем многообразный и интересный реальный мир вокруг.

Вред гаджетов для детей

Несомненно, неумеренное сидение со смартфоном в руках оказывает свое негативное влияние на здоровье ребенка в целом и на психоэмоциональное состояние в частности.

Факты. По статистике к восьми или десяти годам каждый ребенок уже имеет личное устройство. Причем примерно четверть малышей уже в три или четыре года вовсю пользуется собственными планшетами. Интересно, что дети гораздо лучше родителей ориентируются в мире цифровых технологий, быстрее соображают, показывают хорошую реакцию и пр.

Все это хорошо. Мы живем в мире цифровых технологий и будем продолжать жить в нем и дальше. Технологии развиваются с огромной скоростью, так что приходится не отставать. Вопрос лишь в том, как ограничивать пребывание в сети и не допускать печальных последствий неумеренной виртуальной жизни. Ведь по информации Медицинской школы университета в Вашингтоне сейчас около 65-70 процентов взрослых проводят больше двух часов в день перед монитором.

Если эта цифра столь высока, то что можно говорить по поводу авторитета родителей, пытающихся ограничить ребенка? И действительно, исследователи приводят данные, касающиеся подростков и детей – около шестидесяти процентов. Согласитесь, это очень много! Сотрудники Национальной американской медицинской библиотеки дают еще более пугающие данные – дети проводят за экранами планшетов и смартфонов около восьми часов в сутки!  

Влияние гаджетов на здоровье детей

Вред от электромагнитного излучения. Идущее от устройств излучение оказывает негативное влияние на нервную систему и организм в целом, приводит к нарушениям сна вплоть до бессонницы, капризам и головным болям.

Ухудшение координации движений, снижение реакции при подвижных играх, например, в футбол, баскетбол.  

Затормаживание развития мелкой моторики рук. Гаджет не дает того, что традиционный привычный всем конструктор и мозаика. Ребенок испытывает дефицит необходимых для нормального формирования сенсорных ощущений.

Проблемы со зрением, появление близорукости. Часто дети пользуются гаджетами в положении лежа, вопреки рекомендациям врачей-педиатров применять для любых занятий адаптированные для детского организма «растущие» стулья с набором настроек.

Нарушение осанки. Сидение за компьютером в одной напряженной позе или нахождение в неправильном положении неизбежно приводит к искривлению позвоночника и другим проблемам опорно-двигательной системы. Нарушение осанки в первую очередь связывают с отсутствием у детей правильно организованного места для выполнения домашних заданий и хобби.

 Как влияют гаджеты на детей

Отношения между детьми и родителями в семье. Нередко мама или папа дают ребенку гаджет, чтобы облегчить себе жизнь. Например, когда необходимо прекратить истерику или переключить внимание. Для детей до двух лет такой «метод» воспитания запрещен! Ведь в этом возрасте малышу для нормального развития необходимо эмоциональное взаимодействие со взрослыми. В более старшем возрасте бывают случаи, когда можно таким образом отвлечь ребенка, но это не должно превращаться в систему и становится единственным способом переключения внимания.

Самый действенный способ – игра с ребенком, особенно ролевая. Такие игры предполагают коммуникацию, умение жить в социуме, договариваться, сопереживать и учиться делать все вместе.

Нарушения развития речи.Обучение правильной речи, чтение, заучивание песен и стихов наизусть должно происходить вживую. Конечно, для этого вполне можно использовать материал из сети. Главное условие – общение с детьми, совместные эмоции.

Если малыш предоставлен сам себе, он неизбежно начнет уходить в виртуальный мир «с головой». Ребенок будет плохо разговаривать и развиваться, а в будущем не сумеет найти себя в социуме и успешно реализоваться.

Чтение и восприятие информации. Нередко при «передозировке» гаджетами с самого раннего возраста дети не способны запоминать даже самую простую информацию, не могут спокойно прослушать текст, связать слова в длинные фразы и понять смысл услышанного. Поэтому таким детям невероятно сложно научиться читать.

Влияние гаджетов на психику ребенка. Психологи предупреждают: гаджеты очень хорошо влияют на интеллект и это – правда. Но на развитие мышления и восприятия они оказывают негативное влияние. Вот такой парадокс!

Почему это происходит? Ответ на самом деле прост. Звуковое сопровождение, красочные изображения и быстрая смена кадров приводит к перенасыщению зрения и слуха. При дефиците тактильных и осязательных ощущений образуется недостаток воображения и фантазии. Ведь ребенок постоянно получает уже готовые формы. Малыши получают большое удовольствие от ярких мультфильмов и увлекательных игр. Причем это происходит без усилий с его стороны.  

Гаджеты и дети. Проблема социализации. Нередко чрезмерное увлечение гаджетами приводит к «выпадению» ребенка из реальной жизни, когда он уже не стремится к «живому» общению.  

Сколько времени можно пользоваться гаджетами? До двух лет – 0. 3-4 г. — до получаса в день. От 5 до 6 лет — 50-60 мин. от 7 до 9 лет — не более полутора часов. От 10 до 13 лет — не больше 2 часов. Подростки – до 3 час.

Влияние гаджетов на развитие детей. Что можно и что нельзя смотреть детям? Психологи ввели ограничения в зависимости от возраста.

Дошкольники — разрешены мультфильмы, развивающие передачи, игры на внимание, память и логику.

Младшие школьники — все то же, что и для младшей группы, только учитывать соответствие возрасту.  

Средние школьники — все, что соответствует возрасту – разрешено. Родители обязаны обеспечить правила пользования гаджетом и ограничить время, а также контролировать посещение сайтов. 

Для всех возрастных групп требуется регулярное пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и пр.

Признаки зависимости от гаджетов у детей. Психологи различают несколько видов зависимости: игровую, сетевую и серфинговую. Если с первыми двумя все ясно, то последняя вызывает много проблем при кажущейся пользе. Она более сложная и самая сильная. Ребенок часами читает тексты в сети, смотрит интересные передачи и пр. Кажется, что это хорошо. Ведь он всесторонне развивается и постоянно узнает что-то новое. Ребенок кажется очень умным и увлеченным. Но на самом деле это не заменяет эмоций и личного опыта и наносит вред здоровью и психике.

Влияние гаджетов на ребенка. Симптомы зависимости: Потеря интереса к реальной жизни. Агрессия, беспокойство, раздражительность, истерики в тех случаях, когда гаджет недоступен. Неумение занять себя без гаджета. Потеря чувства времени. Попытки уединиться и играть, чтобы родители не видели. Ухудшение успеваемости в школе. Уход «в себя». Ухудшение здоровья, сна, изменение вкусовых привычек и пр.

Как справиться с зависимостью? Не отбирать гаджет насильно. Проводить беседы, запастись терпением. При необходимости обратиться к детскому психологу.

Профилактика зависимости от гаджетов у детей. Установить строгие правила пользования. Не практиковать кормление «под гаджет». Не применять постоянно устройства для переключения внимания. Самим не сидеть сутками перед монитором, подавая дурной пример. Больше общаться с детьми. Обеспечить реальный интересный досуг. Заниматься спортом вместе с детьми. Знать друзей ребенка и общаться с ними. Заботиться о поддержании родительского авторитета. Заключение. Положительные стороны гаджетов для детей

Несомненно, существует множество плюсов гаджетов. Отказываться от них совсем – это не разумно. Увлеченность детей виртуальной жизнью часто становится пропуском в мир IT-технологий и будущей хорошо оплачиваемой профессией. Однако родителям следует сориентировать ребенка и следить за его здоровьем в целом и осанкой в частности.

 

 

 

Из материалов интернет сайтов

 

Дата публикации: 06.09.2024